Согласно Федерального закона от 29.12.12 г. № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ДОУ промежуточная аттестация воспитанников и учет результатов освоения образовательной программы не проводится.
Мониторинг образовательного процесса
Анализ таблиц позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Для детей всех возрастных групп таких таблиц пять в соответствии с пятью образовательными областями ("Физическое развитие", "Социально - Коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно - эстетическое развитие ", "Речевое развитие"). Результаты исследований представляются в виде трехуровневой шкалы: низкий, средний и высокий.
Оценка уровня развития:
- низкий — большинство компонентов недостаточно развиты;
- средний— соответствует возрасту, отдельные компоненты не развиты;
- высокий— высокий;
Результаты бальных показателей заносятся в сводную таблицу: Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы)
Группа: воспитатель: |
||||||
Дата проведения мониторинга: |
||||||
Ф.И. ребенка |
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям |
|||||
Физичес кое развитие |
Социально- Коммуни кативное развитие |
Познава тельное развитие
|
Художес твенно- эстети ческое развитие |
Речевое развитие |
Итоговый результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности—эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляются таблицы развития детей и выстраивается индивидуальная траектория развития.
Оценка уровня развития:
- балл — большинство компонентов недостаточно развиты;
- балла— соответствует возрасту, отдельные компоненты не развиты;
- балла— высокий;
Результаты бальных показателей заносятся в сводную таблицу: "Мониторинг детского развития (Уровень развития интегративных качеств)"
Группа: Воспитатели: |
|||||||||
Дата проведения мониторинга: |
|||||||||
Фамилия, имя ребенка |
Уровень развития интегративных качеств |
||||||||
Физическое развитие |
Любознательность, активность |
Эмоциональность, отзывчивость |
Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми |
Способность управлять своим поведением и планировать действия |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе |
Овладение предпосылками учебной деятельности |
Итоговый результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты каждого мониторингового цикла заносятся в базу данных в виде таблиц, схем, графиков, в которых в качестве системы координат выступают образовательные области и фамилия, имя конкретного ребенка или группа Учреждения.
Мониторинг достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения Программы
Направления развития |
Образовательная область |
Метод/ методика |
Критерии |
Периодич ность |
Ответстве нные |
Физическое развитие |
Физическая культура |
Использо вание низкофор мализован ных методов: Наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности. |
|
2 раза в год, сентябрь- май |
воспита тели группы |
Здоровье |
|||||
Социально- коммуникативное развитие |
Безопасность
|
||||
Социализация
|
|||||
Труд
|
|||||
Познавательное развитие
|
Познание
|
||||
Коммуникация
Чтение художественной литературы |
|||||
Художественное творчество |
|||||
Музыка
|
|
|
2 раза в год. сентябрь- май |
музыкаль ный руко водитель |
Художественно- эстетическое развитие |
|
|
|
|
|
Речевое развитие
|
|
|
|
|
|
Мониторинг достижения детьми планируемых
итоговых результатов освоения Программы
(Девятова О.Е., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в ДОУ, Готовность детей к школе )
Объект |
Содержание (по образовательной программе) |
Форма (метод/методика) |
Периодичность, сроки |
Ответствен-ный |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеничес-кими навыками |
основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость и т.п.) |
Антропометрические показатели, анализ состояния здоровья, тестовые задания, беседа "Незаконченные предложения" по выявлению готовности соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, наблюдение за выполнением ребенком гигиенических процедур. |
2 раза в год, сентябрь - май
|
воспитатель
|
потребность в двигательной активности |
воспитатель
|
|||
выполнение доступных возрасту гигиенических процедур |
воспитатель
|
|||
соблюдение элементарных правил здорового образа жизни |
воспитатель
|
|||
Любознательный, активный |
интересуется новым, неизвестным в окружающем мире |
Наблюдение за проявлениями любознательности. Наблюдение за проявлениями активности в деятельности. Наблюдение за проявлениями самостоятельности. Беседа по выявлению интереса к экспериментированию. анализ результатов продуктивной деятельности детей. создание проблемной ситуации |
2 раза в год, сентябрь - май
|
воспитатель
|
задает вопросы взрослому, любит экспериментировать |
воспитатель
|
|||
способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). |
воспитатель
|
|||
в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому |
воспитатель
|
|||
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе |
воспитатель
|
|||
Эмоционально отзывчивый |
откликается на эмоции близких людей и друзей |
Наблюдение для выявления эмоционального отклика в реальном взаимодействии и в процессе сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов. Наблюдение для выявления характера эмоционального реагирования на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. |
2 раза в год, сентябрь - май
|
воспитатель
|
сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов |
воспитатель
|
|||
эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы |
воспитатель Муз.руководитель
|
|||
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. |
адекватно использует вербальные и невербальные средства общения |
Наблюдение для выявления особенностей общения детей, владения диалогической речью. Наблюдение для выявления особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Наблюдение для выявления особенностей владения конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Создание проблемных ситуаций |
2 раза в год, сентябрь - май
|
воспитатель |
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) |
воспитатель
музыкальный руководитель,
|
|||
способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации |
||||
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представле-ний, соблюдаю-щий элементарные общепринятые нормы и правила поведения |
поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо" |
Создание проблемных ситуаций Наблюдение для выявления произвольности поведения. Экспериментальное задание для выявления понимания детьми нравственных норм. Беседа для выявления умений соблюдать правила поведения.
|
2 раза в год, сентябрь - май
|
воспитатель |
способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели |
воспитатель |
|||
соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) |
воспитатель |
|||
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту |
может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим |
Беседа для выявления интересов ребенка. Экспериментальная ситуация для выявления предпочтения ребенка в выборе вида деятельности. Беседа для выявления представлений о творчестве и отношений к творчеству. Праксиметрия — анализ продуктов детской деятельности для выявления особенностей способов действий и продуктов детского творчества. Наблюдение для выявления способности решать разнообразные задачи деятельности. |
2 раза в год, сентябрь - май
|
воспитатель |
в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) |
воспитатель |
|||
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
воспитатель
|
|||
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе |
имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу |
Беседа для выявления представлений о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. Беседа для выявления представлений о семье. Беседа для выявления представлений об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях. Беседа для выявления представлений о государстве и мире.
|
2 раза в год, сентябрь - май
|
воспитатель |
имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире |
воспитатель |
|||
имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире |
воспитатель |
|||
имеет представление о мире; |
воспитатель |
|||
Овладевший универсаль-ными предпосылками учебной деятельности |
умение работать по правилу умение работать по образцу умение слушать взрослого умение выполнять инструкции взрослого |
Наблюдения, диагностические задания, дидактические игры, упражнения, беседы, праксиметрия, проблемные ситуации, экспериментальные задания, критериально-ориентированные методики нетестового типа. |
2 раза в год, сентябрь - май
|
Воспита
|